В Российской Федерации на протяжении многих лет ведется борьба с таким явлением, как терроризм. Методы противодействия терроризму закреплены на законодательном уровне.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Закон устанавливает правовую основу противодействия терроризму, его основные принципы, а также разъясняет важные понятия в этой сфере.
Под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Под террористической понимается деятельность, включающая в себя:
- организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
- подстрекательство к террористическому акту;
- организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре (согласно ст.208 УК РФ, п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» под незаконным вооруженным формированием следует понимать не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружину или иную вооруженную группу, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя территориальной целостности Российской Федерации));
- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
- информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
- пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Аналогичное определение содержится в статье 205 УК РФ, предусматривающей санкции за совершение террористического акта вплоть до пожизненного лишения свободы.

Согласно п.2 постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.
Согласно п.3 постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.

Как следует из преамбулы постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности, предусмотренных статьями 205, 205.1-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361.
Важно также отметить, что своевременное предупреждение органов власти или способствование предотвращению осуществления террористического акта другим способом является основанием для освобождения лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, от уголовной ответственности при условии, что в его действиях не содержится иного состава преступления.

Перечень указанных составов преступлений террористической направленности с 20.07.2016 дополнился составом, предусмотренным статьей 205.6 УК РФ, - несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности (за исключением случаев, когда таким лицом является супруг или близкий родственник).


Общие требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей



Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 (далее – Требования).
Как следует из пункта 2 Требований, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Каждое место массового пребывания людей обследуется межведомственной комиссией по обследованию места массового пребывания людей (далее – комиссия), по результатам которого составляется акт обследования категорирования места массового пребывания людей (пункты 9, 13 Требований).

В соответствии с пунктами 14, 19 Требований, на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности, который подлежит актуализации не реже одного раза в 3 года.
В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливается одна из трех возможных категории мест массового пребывания людей, что предусмотрено пунктом 10 Требований.
Первая категория предполагает одновременное нахождение в месте массового пребывания более 1000 человек. К указанной категории мест массового пребывания людей относятся торговые центры, учреждения культуры областного и федерального уровня (театры, филармонии, концертные залы), общеобразовательные учреждения высокой загруженности (школы, детские сады, ВУЗы), спортивные объекты (стадионы, спортивные комплексы), гостиницы др.

Вторая категория мест массового пребывания людей предполагает одновременное нахождение в таком месте от 200 до 1000 человек. Перечень объектов, подпадающих под указанную категорию расширен и включает практически все общеобразовательные учреждения (школы, детские сады, некоторые ВУЗы, учреждения средне-специального образования), большинство учреждений культуры и искусства (театры, дома культуры), объекты сферы развлечения (ночные клубы, бары, рестораны), гостиницы средней загруженности, детские общеоздоровительные лагеря, санатории, пансионаты.
К первой и второй категории мест массового пребывания людей законодателем устанавливаются повышенные требования по обеспечению антитеррористической защищенности.

Третья категория предполагает одновременное нахождение в месте массового пребывания от 50 до 200 человек. Перечень таких объектов во многом схож с первой и второй категорией мест массового пребывания людей, но предполагает единовременное нахождение меньшего количества людей.
На каждом таком объекте должна быть: система видеонаблюдения, обеспечивающие исключение «слепых» зон по периметру и внутри объекта; автономная система оповещения и управления эвакуацией (канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112»); целостное периметральное ограждение; физическая охрана объекта, обеспечивающая контроль доступа лиц. Помимо этого, на объектах первой и второй категории мест массового пребывания людей должны предусматриваться информационные стенды (табло), содержащие схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Таким образом, организация антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей является комплексным процессом, включающим в себя как проведение административных процедур уполномоченными органами государственной власти, местного самоуправления, так и принятие конкретных мер собственниками таких объектов, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности.

А.М. Смирнов,
помощник прокурора района
юрист 3 класс