Вопросы временного выбытия недееспособных совершеннолетних граждан, проживающих в психоневрологических интернатах, в семьи

Согласно ч.2 ст.7 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» защиту прав и законных интересов лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют один из родителей или иной законный представитель, а в случае их отсутствия – администрация психиатрического стационарного либо психоневрологического учреждения.
В соответствии с ч. 5 ст.11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
Аналогичные положения содержит ч. 4 ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» предусмотрена возможность временной передачи в семьи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 25 Положения о психоневрологическом интернате министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного приказом министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.1978
№ 145 предусмотрена возможность временного выбытия из интерната на срок не более 1 месяца престарелых и инвалидов с учетом заключения врача о возможности их выезда, при наличии письменного обязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за больным и при согласии директора учреждения.  Вместе с тем, в указанном выше Положении не идет речи о недееспособных гражданах (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2013 № 7-АПГ13-7). 
Министерство социального развития Кировской области 29.04.2016 обратилось в министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с инициативой о внесении изменений в действующее законодательство, регламентирующее временную передачу в семьи совершеннолетних недееспособных граждан, постоянно проживающих в учреждениях социального обслуживания.
На федеральном уровне разработан проект о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусматривающих порядок временной передачи недееспособных граждан, постоянно проживающих в учреждениях социального обслуживания в семьи, который в настоящее время в установленном порядке не принят.
Таким образом, действующим законодательством временное выбытие совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих в психоневрологических интернатах, не предусмотрено, но и прямо не запрещено.
19.07.2016 прокуратурой области в правительство Кировской области внесена информация с предложением в рамках представленных полномочий рассмотреть вопрос о разработке правового акта, предусматривающего возможность временного выбытия совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих в психоневрологических интернатах области, в семьи родственников. Кроме того, данный вопрос прорабатывался на рабочей группе, созданной при Уполномоченном по правам человека Кировской области.
По результатам проведенной работы и с учетом действующего федерального законодательства в настоящее время сделан вывод о невозможности разработки регионального нормативного правового акта, регламентирующего порядок выбытия совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих в психоневрологических интернатах области, в семьи родственников, в связи с отсутствием соответствующих полномочий у органов исполнительной власти области.

О размере индексации ежемесячной страховой выплаты вследствие несчастного случая на производстве

Данный вопрос регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон №125-ФЗ), вступившим в силу с 06.01.2000.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В силу п. 5 ст. 7 Закона №125-ФЗ лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 12 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 №4214-1 (далее - Правила),  действовавших до вступления в силу Закона №125-ФЗ, размер возмещения вреда определялся в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности.  В соответствии с абз.2 ст. 11 Правил при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличивались пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
Ежемесячные страховые выплаты как вид обеспечения по страхованию производятся исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации с вступлением с 06.01.2000 в силу Закона №125-ФЗ.
В соответствии с п.11 ст.12 Закона №125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
С 29.11.2002 Правительством Российской Федерации приняты постановления об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 06.02.2004  № 53 с 01.01.2004  в размере 1,1;  от 18.04.2005 №230 с 01.01.2005 - 1,094; от 03.07.2006 № 410 с 01.01.2006 - 1,085; от 15.03.2007 № 163 с 01.01.2007 - 1,075; от 20.03.2008 № 189 с 01.01.2008 - 1,085;  от 18.08.2008  № 615 с 01.07.2008 - 1,019;  от 15.07.2009 № 571 с 01.01.2009 - 1,13;  от 02.02.2010 № 36 с 01.01.2010 -1,1;  от 20.12.2010 № 1072 с 01.01.2011 - 1,065;  от 22.12.2011 № 1084 с 01.01.2012 - 1,06; от 13.12.2012 № 1299 с 01.01.2013 - 1,055, от 18.12.2013 № 1179 с 01.01.2014 - 1,05; от 18.12.2014 № 1402 с 01.01.2015 - 1,055; от 01.12.2015 № 1299 с 01.02.2016 - 1,064; от 07.12.2016 № 1308 с 01.01.2017 - 1,04.
В соответствии с п.11 ст.12 Федерального закона №125-ФЗ, в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», вступающей в силу с 01.01.2018, размер ежемесячной страховой выплаты с 01.01.2018 будет индексироваться  раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, с учетом коэффициента индексации утвержденного Правительством Российской Федерации.

Вопросы получения социальных гарантий, предусмотренных для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

Согласно ст. 5 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (далее – Закон № 3-ФЗ) установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием отнесено к полномочиям Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 3-ФЗ социальные гарантии за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований на территории Российской Федерации действуют Федеральные законы: от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,  от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее – Закон № 2-ФЗ), направленный на обеспечение мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Социальные гарантии гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне предоставляются в соответствии с Законом № 2-ФЗ, который распространяется на граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Исходя из положений ст. 1 Закона № 2-ФЗ законодателем определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию (населенный пункт и время проживания в нем), а третье – к получению гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы (более 5 сЗв (бэр).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 № 356-р утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с которым п. Чаган подвергся радиационному воздействию в результате ядерного испытания на Семипалатинском полигоне 29.08.1949, а его население получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв.
Также указанным распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден перечень населенных пунктов, население которых получило вследствие ядерного испытания 07.08.1962 суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, согласно которому п. Чаган не относится к населенным пунктам, население которых получило вследствие ядерного испытания 07.08.1962 года суммарную (накопленную) эффективную облучения больше 5 сЗв.
В соответствии с Приказом МЧС России от 18.09.2009 года № 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» при обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 года N 404-О условие о получении гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы для решения вопроса о предоставлении им мер социальной поддержки не признано противоречащим Конституции РФ.